Рыбалка в Оренбуржье

   

 

 

Яндекс.Метрика

 

Не хочешь левой? Не надо правой…

В.Афанасьев (Slava)

 

(К вопросу о том, с какой стороны предпочтительнее устанавливать ручку безынерционной катушки, или размышления на диване…)


Для большинства спиннингистов этот вопрос давно решен, и они об этом больше не задумываются. Но все же нет-нет да и возникнет в компании на рыбалке диспут на эту тему. Особенно когда кому-то в руки попадает спиннинг с катушкой, у которой ручка установлена справа. И сразу возникает вопрос – Почему?

 

На все есть свои причины. Кто-то только начал осваивать капризный спиннинг, как сумел, так и прикрутил. Кто-то является настолько махровым левшой, что ему чисто физиологически не удается иначе справиться со снастью. Кто-то настолько, что называется, прикипел за долгие годы к такому положению вещей, что по-другому просто не хочет. Ну не нравится ему крутить левой. У него для этого есть правая.

 

Оставим в стороне бесконечный спор о том, как лучше и комфортнее. В конце – концов, это личное дело каждого. Возможно, кому-то вообще удобнее крутить катушку ногой... Попробуем рассмотреть проблему в техническом, так сказать, аспекте.

 

Понятно, что большую нагрузку безынерционная катушка испытывает с той стороны, с которой установлена ручка. Казалось бы, механизму катушки нет разницы где она стоит, но это не так.

 

Вот несколько доводов в пользу левосторонней установки.

 

1. Если снять крышку корпуса, вынуть зубчатое колесо и внимательно посмотреть на механизм, мы увидим что подшипники, на которые опирается вал большого зубчатого колеса (а ручка катушки любой конструкции именно на этом валу и находится, как ее не лепи - справа, или слева) неодинаковы по размеру. В большинстве случаев производитель устанавливает на левую сторону корпуса более мощные подшипники, на правую - поменьше, а то и вообще втулки. Это говорит о том, что по замыслу конструкторов, наибольшую нагрузку катушка будет испытывать с левой стороны, ее и упрочняют. За счет правой катушку облегчают и удешевляют. См. фото 1.

 

Фото 1

Фото 1.

 

Любители правосторонней установки ручки могут возразить – большой подшипник на левую сторону устанавливается не столько для ручки, сколько для того чтобы компенсировать относительно высокую нагрузку, поскольку колесо главной пары намного ближе расположено именно к левой стороне корпуса, чем к правой, и тут действует закон рычага. Не согласиться с этим нельзя, но все же если поразмыслить… На правую сторону вала нагрузку тоже никто не отменял - весьма распространенная ныне схема с «паровозом», именно правую сторону в первую очередь и напрягает, пусть и поменее. См. фото 2.

 

Фото 2

Фото 2.

 

Теперь о том, что не так бросается в глаза...

 

2. Иногда, в целях облегчения, корпус катушки выполняется комбинированным (и это встречается довольно часто). При этом левая сторона корпуса изготавливается из металла, а правая - из пластмассы. И никак не наоборот. Именно так делает, например, фирма Shimano чтобы чрезмерно не утяжелять, но и не слишком снижать жесткость и прочность конструкции а, соответственно, и ресурс. (Ultegra, Biomaster, Twin Power.) Тут и без объяснений понятно какую сторону катушки необходимо нагружать в первую очередь, чтобы приблизить её печальный летальный исход. Заметим по ходу, процесс умирания катушки намного ускорится, если справа на валу, к тому же, установлена втулка, а не подшипник. В первую очередь, в этом случае, убивается шейка вала.

 

3. При всем многообразии безынерционных катушек, механизм главной пары конструктивно выполнен примерно одинаково. В частности, большое колесо (ведущая шестерня) прижимается к валу (ведомой шестерне) с левой стороны корпуса катушки. Поэтому, при вращении ручки, установленной слева, часть прилагаемого к ней усилия распределяется вдоль оси колеса, прижимая его к валу, выбирая люфт. (Вид по стрелке, см. фото 3.). Увеличивается пятно контакта зубчатой пары, иначе говоря, зубья полнее входят в зацепление друг с другом, а это благоприятно сказывается на работе пары, кроме всего прочего, увеличивает ресурс.

 

Фото 3

Фото 3.

 

И наоборот, вращая ручку правой рукой, часть прилагаемого усилия, распределяясь вдоль оси колеса, отталкивает его от вала. Зубья пары частично выходят из зацепления между собой (на величину осевого люфта, вид по стрелке, см. фото 4.), усиливается износ, т.к. основание зуба уже не работает, работает лишь верхняя его часть, увеличиваются шумы, образуются люфты, снижается ресурс.

 

Фото 4

Фото 4.

 

Поэтому с технической точки зрения, правильнее все же устанавливать ручку слева. Тогда для чего же производитель предусматривает возможность переустановки ручки? Тут на выбор можно предложить несколько вариантов. Они все имеют право на жизнь, а в совокупности, видимо, и определяют позицию производителя касаемо этого вопроса.

 

1. Производитель вам ничего не навязывает. Выбирайте сами.

 

2. Игнорировать прожженных левшей не входит в его планы.

 

3. Нельзя давать фору конкурентам.

 

4. Чем чаще вы будете ломать, тем больше он продаст.

 

5. Даже незначительное, минимальное усложнение механизма катушки для реализации универсальности (право-лево) ведет к удорожанию всей конструкции, оплачиваем которое мы с вами. И это выгодно производителю.

 

6. Совершенно бессмысленно усложнять производство разработкой и выпуском по-настоящему праворуких катушек. Это не автомобиль. Здесь все проще. Переставил ручку, и - на рыбалку.

 

Это мои собственные мысли по вышеизложенному вопросу в свете сравнения по степени износа механизмов катушек с разными вариантами установки ручек. Можете с ними соглашаться. Можете нет. В конце - концов, на первом месте удобство пользования, все остальное – на втором. На лавры не претендую, но может кого-нибудь убедит.

 

 


Идея и воплощение - Pavlo   2003-2011