Рыбалка в Оренбуржье

   

 

 

Яндекс.Метрика

Ozi Explorer

Андрей В.

 

Часть первая. Ozi и другие...

 

Итак, почему именно Ozi и чем он отличается от других.

Любая навигационная программа оперирует двумя в общем-то инструментами - собственно картой и потоком данных с приемника навигационных сигналов. С приемником все относительно просто - можно сказать, что он с определенной частотой (достаточно быстро вообще-то) выдает компьютеру текущее свое местоположение в географических координатах плюс высоту над уровнем моря. Карта суть по себе изображение местности. Это может быть как собственно топографическая карта, так и снимок местности (спутниковый или аэро, то есть с авиационной техники). В любом случае, карта - это графическое изображение, ПРИВЯЗАННОЕ к географическим координатам. ПРИВЯЗАННОЕ здесь означает, что для ЛЮБОЙ КАКОЙ УГОДНО точки карты известны ее (точки) координаты.

 

Дальше все просто - компьютер (да-да, именно компьютер, ибо даже в простеньком навигаторе начального уровня имеется свой вычислительный компьютер, пусть и работающий, в отличии от, допустим КПК или там ноутбука по жесткой программе) совмещает карту и текущие данные с приемника и выводит совместное изображение на устройство отображения (ну, на дисплей, короче). И мы с вами, ура - видим свое положение на карте. Если вы двигаетесь (не забываем, что поток данных с приемника идет непрерывно и достаточно быстро - как минимум несколько раз в секунду), то компьютер показывает ваше местоположение в каждый момент времени и соединяет последовательно точки вашего местоположения - так получается ТРЕК движения. Немного математики из начальной школы и становится ясно, что имея пройденный путь (расстояния между точками) и время прохождения пути (разница моментов времени, в которых фиксировалось местоположение) можно вычислить скорость, таким образом навигатор может быть еще и спидометром (причем достаточно точным - во всяком случае если автомобильный спидометр и навигатор показывает разно - верить следует навигатору).

 

Теперь вернемся к карте. Карта, как мы уже выяснили, это компьютерное графическое изображение, вообще-то ничем не отличающееся по сути от, скажем, заставки Windows ну или там изображение любимой (или -ого, тут уж кому что...).

 

Изображения в компьютере бывают двух типов (не ФОРМАТОВ, их как раз таки множество всяких, а именно ТИПОВ) - РАСТРОВЫЕ и ВЕКТОРНЫЕ (растр и вектор, так короче). Растровое изображение - это суть по себе прямоугольник, у которого сколько-то там точек (пикселов) по ширине и сколько-то по высоте. Каждая точка имеет свой цвет. При выводе их на дисплей мы видим изображение. Цифровая фотография - это растр, результат сканирования рисунка на сканере - это тоже растр. Широкоизвестные растровые форматы - JPG, BMP, GIF, PCX ну и так далее.

 

Векторное изображение, в отличии от растра, представляется как совокупность ГРАФИЧЕСКИХ ПРИМИТИВОВ. Примитивы - это отрезки, закрашенные и незакрашенные многоугольники, окружности, одиночные точки ну и прочее. Каждый примитив имеет свой набор атрибутов (координаты вершин, цвета линий и закраски, прозрачность и так далее. Путем последовательного вывода набора примитивов получаем опять таки рисунок. Распространенные векторные форматы - WMF, EMF, CDR (формат CorelDraw). Векторный формат предпочтительнее для нужд компьютерной обработки изображений, так как предоставляет более широкий спектр возможностей по изменению изображения. Можно, допустим сдвинуть какой-либо примитив относительно других, изменить атрибуты примитива, изменить вид примитива (путем, допустим, изменения его вершин) ну и т.д. Растровый формат в этом смысле более неудобен. Все процедуры изменения для растра так или иначе сводятся к изменению цветов пикселей.

 

Таким образом, теперь уже понятно, что навигационные программы также работают с картами в векторном либо растровом формате. Мне известно достаточно много программ, работающих с векторными картами. Это и Навител, и iGO, и ГИС-Русса, и Tom-Tom и как минимум о нескольких еще слышал. Программ, работающих с растровыми картами значительно меньше, мне, пожалуй кроме OziExplorer ничего более и не попадалось.

 

Бесспорно, что векторная навигация ПОТЕНЦИАЛЬНО способна обеспечить гораздо больший сервис пользователю. Действительно, ведь, к примеру, дорога в векторном формате описывается как ломанная линия, дорожная сеть состоит из множества таких ломаных линий, соединенных узлами-пересечениями. С помощью достаточно тривиального алгоритма можно обеспечить полностью автоматическую прокладку маршрута из одной точки в другую, компьютер при этом сам найдет оптимальную траекторию движения. Более того, линиям-дорогам могут быть присвоены различные атрибуты, такие например как качество дорожного покрытия, участки ограничения скорости движения и прочие данные, описывающие условия движения по участку дороги.

 

Само собой, эта информация может быть использована при выборе оптимального маршрута и на основании ее может быть рассчитано ориентировочное время прибытия в пункт назначения (вплоть до нескольких вариантов — например, вариант прибытия с соблюдением правил дорожного движения и вариант без оного соблюдения, так сказать с максимально возможной скоростью . Ну и плюс к этому, векторные карты значительно компактнее растровых.

 

Растровая навигация лишена всего этого, вся работа компьютера там сводится к совместному отображению карты и вашего текущего положения на карте. Ни о каких дорогах там нет и речи, дорогу способны увидеть на карте лишь вы, компьютер распознать ее не способен. И все таки, тем не менее, все кто хочет ездить и ездит вне дорог общего пользования, по полевым, лесным и прочим проселкам, рано или поздно приходит к использованию Ozi. Дело в том, что при всех достоинствах векторной навигации есть одна достаточно серьезная проблема. Векторную карту достаточно сложно (а значит и дорого) создать. Делаются векторные карты из растровых, процесс этот называется векторизацией, требуется он достаточно серьезного специального программного обеспечения и значительных трудозатрат. Не то что бы в домашних условиях это невозможно, но лист «километровки» потребует ну никак, мне кажется, ни меньше недели упорного и достаточно нудного, от рассвета до заката, труда. Все векторные карты которые доступны рядовым гражданам страдают на настоящее время пороком плохой детальности, особенно это касается мест, где дорог общего пользования не наблюдается. То есть, дорожная сеть уровня «грейдер между поселками и выше» еще терпимо, но вне ее — просто ужас. С растровыми картами все проще — детальность местности там определяется той исходной картой какую вы имеете в наличии. Достать растровые карты, во всяком случае в масштабе 1:100000 и хуже сейчас не проблема, опять же Google...

 

Ну и в заключение, из своего опыта — по вектору я обычно еду до съезда с трассы, как съехали — перехожу на Ozi. Всем удачи...

 

Продолжение возможно последует...

 

Реклама


Идея и воплощение - Pavlo   2003-2011